При достижении ребенком 1,5 – 2 лет в вашем ежедневном графике обязательно появится пункт «Игры на детской площадке». Это место для активного отдыха на свежем воздухе, для подвижных игр, для знакомства и общения малыша с его сверстниками. Но также это место повышенного риска травматизма, возникновения конфликтных ситуаций и трудностей в общении. Родителям нужно знать обо всех опасностях и проблемах, которые могут возникнуть на детской площадке и быть готовыми к их решению.
Прежде всего следует позаботится о безопасности ребенка. Обязательно учите его правилам поведения в общественных местах:
- не поднимать незнакомые предметы;
- не брать чужие игрушки;
- не принимать угощение от посторонних;
- не общаться и не уходить с площадки с незнакомыми людьми;
- не уходить за пределы площадки без разрешения родителей.
Кроме этого при первом же посещении детской площадки стоит внимательно осмотреть ее и проверить все потенциально опасные места:
- целостность перил и ступенек на лестницах и переходах;
- надежность креплений качели, каруселей и других механизмов;
- наличие острых углов или загнутых металлических частей на детских аттракционах;
- присутствие в песочнице и на площадке опасных предметов;
- наличие и целостность общего ограждения всей территории площадки, ее удаленность от проезжей части улицы.
Возможно, если площадка возле вашего дома во многом не соответствует критериям безопасности, вам лучше ходить в соседний двор. Или нужно объединиться с другими родителями из вашего дома и добиться улучшения условий на вашей детской площадке.
Второй аспект, который актуален при посещении площадки – детские конфликты. Они могут возникать постоянно, в основном из-за желания детей играть одними и теми же игрушками или кататься на одной и той же качели. Родителям нужно готовиться к такой ситуации заранее и учить своего ребенка правильно общаться со сверстниками. Прежде всего он должен уметь делиться и уступать. Но такие навыки выработаются у малыша к 5 – 6 годам.
Поэтому, когда вы идете на площадку ни в коем случае не берите с собой самую любимую или дорогую игрушку. Нужно брать только те вещи, которые ребенку будет не жалко дать другому.
Также будьте готовы отвлечь своего малыша от «войны за качели». Держите всегда в запасе какую-то игрушку или угощение, ради которой он будет готов уступить в этом споре. Такая вещь должна лежать отдельно от детских игрушек, чтобы ребенок ее сразу не видел. Тогда он проявит к ней больший интерес.
Учите малыша общаться с другими детьми. Дома на примере игрушек, в гостях и непосредственно на площадке показывайте, как надо здороваться, знакомиться, просить о чем-то. Пока ваш ребенок еще будет стесняться вступать в разговоры первым, делайте это вместо него (конечно же в его присутствии). Начните примерно так: «Посмотри, кто это играет рядом с тобой. Давай с ней познакомимся. Девочка, как тебя зовут?» Когда она назовет свое имя, предложите своему малышу тоже назвать себя. Продолжайте разговор, задавая наводящие вопросы ребенку, подсказывая, что нужно говорить.
К сожалению, не всегда получается избежать конфликтов между детьми. Они ведь разные и воспитаны по-разному. Если вы заметили, что общение между вашим малышом и его сверстником перерастает в ссору, обязательно вмешайтесь. Но ни в коем случае не начинайте разбираться с чужим ребенком! Все проблемы нужно решать с его родителями. Если вам не удастся быстро найти с ними взаимопонимание, лучше всего увести малыша в другую часть площадки или домой.
На детской площадке ваш ребенок должен испытывать только положительные эмоции: веселиться, развлекаться, приятно общаться. А вам нужно постоянно наблюдать за его перемещением и поведением, чтобы предупредить любые неприятные моменты.