Осенью можно не только наблюдать за изменениями погоды, но и найти множество материалов для игр. С их помощью обычные занятия становятся яркими и увлекательными.
С ребенком нужно собрать:
- кисти красной и черной рябины;
- желуди;
- каштаны;
- разные шишки;
- плоды боярышника;
- разноцветные листья.
Дополнительно можно приобрести неочищенные тыквенные семечки, лесные орехи, арахис в скорлупе — это материалы помогут разнообразить занятия. Прежде всего из них делают сенсорные бассейны. Для этого достаточно взять тазик или пластиковый контейнер, наполнить его 2-3 видами сырья. Например, взять каштаны, шишки и желуди. Ребенок может перебирать материал пальцами, сортировать его и искать спрятанные в нем маленькие игрушки.
Сенсорный бассейн используют для формирования представлений:
- общий признак — собери только шишки или желуди;
- 4-й лишний — в ряд перед ребенком выкладывают 3 каштана и 1 желудь, либо подбирает предметы по форме и т.п.;
- о размере и о том, какое дерево дает определенные плоды и т.п.
Собранные листья можно разрезать на части и предложить сложить их как пазл. Еще один вид заданий, который популярен в педагогике Монтессори — это волшебный мешочек. В него помещают разные плоды и предлагают ребенку на ощупь определить, что он взял. Такой прием помогает развивать сенсорные ощущения.
Шишки, каштаны, ягоды рябины могут послужить отличным счетным материалом. С его помощью легко объяснить дошкольнику понятия «один-много» и «больше-меньше». Использование природных материалов встречается в Вальдорфской педагогике. Детям нравится перебирать листья, плоды деревьев и ягоды — они приятные на ощупь, легкие и необычные.
В дошкольном периоде ведущей деятельностью становится игровая. Именно через нее малыш познает мир, усваивает основные понятия и категории. Поэтому не стоит пытаться усадить ребенка за стол и сидеть за ним 40 минут — ему станет скучно, и он ничему не научится. Гораздо продуктивнее будет учить и развивать его интерес к познанию мира через игру. Шишки и желуди станут отличным материалом для игры в крестики-нолики, воспроизведения логических рядов и объединения по категориям.
Родителям достаточно проявить немного фантазии. Например, можно взять лист бумаги, мягкую игрушку и выложить на листе дорожку из разных природных материалов. Ребенок должен точно повторить ряд для того, чтобы игрушка могла перейти по «дорожке».
Для стимулирования познавательного интереса нужно следовать следующим принципам:
- постоянная смена деятельности;
- занятие не должно быть дольше 10-15 минут;
- учитываются желания ребенка;
- чем разнообразнее среда, тем лучше;
- обязательно дается материальное поощрение.
Обучение будет увлекательным, если родители начнут исходить из интересов дошкольника. С ним нужно играть, делать поделки из природных материалов, читать ему книги. В такой атмосфере он сам будет тянуться к знаниям и ему легче дастся учеба в школе.