Развиваем память малыша

Во время обучения в школе дети осваивают разные знания и навыки. Поэтому каждый ребенок должен научиться пересказывать текст — это способствует развитию памяти, мышления, внимания, устной речи.

Важные характеристики

Для того чтобы правильно пересказывать текст нужно понимать все особенности этого вида работы. Пересказ — это изложение прочитанного текста своими словами. Не стоит путать его с дословным воспроизведении, так как механическое повторение не является пересказом. Ребенок должен понимать отрывок и осознавать, что он рассказывает.

Цель пересказа — это запоминание материала. Такое возможно только при условии полного понимания прочитанного. Важно придерживаться правил пересказа текста: Только живая речь и никакого механического заучивания. Лексика и синтаксические конструкции должны быть взяты из текста. Нужно соблюдать последовательность и логичность изложения.

Полнота текста. Нельзя убирать какие-то фрагменты. Выразительность. Унылое и монотонное пересказывание текста неинтересно слушать.Предварительно учителем проводится специальная работа. Дети учатся работать с текстом, выделять тему и главную идею, фиксировать главное, конспектировать.

    Виды пересказа:
  • Подробный — самый распространённый вид, предполагает рассказ близкий к оригиналу.
  • Выборочный — необходимо рассказать только одну часть текста, которая содержит ответ на поставленный вопрос.
  • Сжатый — самый сложный вид. Предполагает краткий пересказ суть текста.
  • Дополнительно может использоваться творческий вид. Он подразумевает построение плана повествования, дополнения, рассказ от третьего лица и т. п.

Каждый вариант работы требует особой подготовки. Для того чтобы облегчить запоминание информации пишется план отрывка, после чего текст читается несколько раз.

Развиваем память малыша

Возрастные особенности

Не всегда получается легко запомнить текст. Важно учитывать возраст ребенка и строить работу с учетом индивидуальных особенностей. В начальной школе родители являются полноправными участниками педагогического процесса и поэтому они тоже принимают участие в обучении.

Каждый день взрослому нужно уделять по 2030 минут на занятия. У ребенка спрашивают, как прошел день, что он видел и отношение к разным событиям. Взрослые тоже могут принять участие в этом и рассказать примеры из жизни, забавные истории. Устная речь помогает ребенку понять суть пересказа. Начинать обучение нужно с маленьких объемов. Например, ребенку предлагают сначала пересказать 23 предложения, потом абзац и так дойти до полноценного отрывка. Родителям стоит учитывать, что у детей может преобладать один тип памяти. Например, визуальная и в таком случае нужна опора в виде картинок и символов.

При обучении важно задавать наводящие вопросы, а не требовать пересказать. Дети могут не понимать, что от них требуется. Например, если взрослый читает сказку, то целесообразно спросить о событиях, главных героях. Быстро выучить пересказ можно при планомерной подготовке. Ученик старших классов начинает с выписывания непонятных слов. Он должен понимать не только все части текста, но и каждый термин. При первичном знакомстве с текстом необходимо выделить смысловые части. В некоторых учебниках это уже сделано и темы разбиты на параграфы. При чтении ребенок должен каждый абзац оценивать с позиции, что в нем написано.

После чтения нужно обобщить впечатления, выделить тему, главную мысль. Дальше ребенок дает себе отдых на 15 минут и приступает к повторному чтению. Потом делается попытка пересказа. Можно написать небольшой план, который будет служить опорой. Он состоит из перечисления основных смысловых блоков. На подготовку поначалу будет уходить много времени. Постепенно станет легче и навык пересказывания станет привычным.

Irina
Оцените автора
Загадки
Добавить комментарий