С малых лет ребенка нужно приучать к жизни в обществе. Для этого он должен усвоить комплекс норм, которые приняты в социуме. В понятие «дисциплина» входят правила, которые человек всегда выполняет. Например, соблюдает режим дня.
Особенности термина
Дисциплина может рассматриваться с разных точек зрения. Например. В коллективе она проявляется в том, что дети не мешают друг другу, не конфликтуют, не нарушают ход занятий.
У детей дошкольного возраста постепенно вырабатывают установку: «Я хочу, но не могу это сделать», т.е. сознательность. Малыш начинает понимать, что его поведение мешает окружающим.
В пространстве детского сада формирование дисциплины происходит под влиянием воспитателя. С помощью взрослого малыши учатся правильно взаимодействовать, принимать решения и нести за них последствия, вырабатывать внутренний контроль. В младшем дошкольном возрасте нельзя использовать ультимативные формулировки, иначе малыши откажутся их выполнять. Создают игровые ситуации. Например, игрушки нужно убирать на места, иначе они обидятся и уйдут.
В среднем дошкольном возрасте тоже не стоит ждать идеального самоконтроля. Дети могут выполнять поручения взрослого только под присмотром. Им постоянно напоминают как себя вести. В старшем дошкольном возрасте малыши уже способны к рассуждениям: «не хочу, но надо» — именно оно важно для успешной жизни. Когда человек понимает свои обязанности, почему нужно что-то делать, ему легче существовать в социуме.
Советы для родителей
Откажитесь от любых ультимативных формулировок. Они непонятны для ребенка, сразу вызывают чувство протеста и гнева. Поэтому приучайте ребенка к дисциплине через просьбы о помощи. Например, если он должен сложить одежду, то скажите: помоги, мне, пожалуйста, собрать вещи.
У детей дошкольного возраста еще слабый самоконтроль. Поэтому напоминайте им заранее о том, что нужно сделать. Например, убрать игрушки перед сном. Давайте дошкольнику возможность выбора — собраться через минуту или пять минут. Если малыш сам выдвигает условия, то соглашайтесь на них (в пределах разумного!). Простой пример: прийти на ужин после того как закончится мультфильм. Всегда находите время для того, чтобы что-то объяснить малышу. В силу возраста ему ваши требования будут казаться бессмысленными. У него нет жизненного опыта, причинно-следственных связей. Объяснения помогут ему понять необходимость тех или иных действий.
Не давайте сразу большого количества заданий. Ребенок их не запомнит, запутается, не выполнит. Лучше поручение выдавать порционно, постепенно. В случае проблем не бойтесь идти на переговоры с малышом. Пример: он разбрасывает игрушки, не собирает их. Тогда нужно спросить ребенка, какие последствия будут. Мама может предложить выкидывать то, что валяется на полу. Учтите, что обещание придется выполнять. Иначе малыш поймет бессмысленность угроз и перестанет уважать родителей. Всегда прививайте ему связку «поступок → последствие».